Конструируем с детьми-техническое конструирование.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок» р.п. Мокшан

Семинар-практикум
«Конструируем с детьми: техническое конструирование»

Подготовила: воспитатель
Паняева Ольга Викторовна
1 категория

Р.п. Мокшан
2021год

Семинар-практикум
«Конструируем с детьми: техническое конструирование»

Цель: создание условий в ДОУ для качественной реализации обучения дошкольников навыкам технического конструирования через повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи:
— уточнить знания педагогов о задачах по конструированию; об особенностях методики; проведения диагностики.
— формировать банк методических приемов.
-развивать умения педагогов создавать развивающую среду в соответствии с требованиями программы.

План семинара-практикума:
1.Теоретическая часть.
2.Практическая часть.
3.Рефлексия.
Ход семинара:
1.Теоретическая часть.
Старший воспитатель: Изменения, происходящие в обществе, экономике, индустрии ставят перед образованием новые задачи. Высокотехнологичные роботы, роботизированные производства требуют высококвалифицированных работников технических специальностей. Задача педагов ДОУ – помочь детям в освоении навыков «инженерии будущего», пробудить в них интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, создавать условия для качественного овладения дошкольниками знаний по выбранным предметам и для развития врожденных способностей.

Конструирование как вид художественно – творческой деятельности представлено в программе полновесно: отражена работа воспитателя по техническому и художественному конструированию с конкретизацией задач, содержания знаний, умений и отношений по каждому виду конструирования в определенном возрастном периоде, приводятся уровни освоения программы и даются методические рекомендации.
Вместе с тем программа предполагает творческое отношение педагогов к планированию, выбору дидактических средств и приемов.
Для обучения детей конструированию можно использовать пособия Л. А. Венгера, Н. Б. Венгера, Э. Г. Пилюгиной, Т. Г. Казаковой. Л. В. Куцаковой, Н. Ф. Тарловской, Л. А. Топорковой и др.
Одним их условий развития детского творчества является организация специальной обстановки, которая бы побуждала детей к самостоятельным действиям, способствовала повышению интереса к конструктивным играм. Необходимо, чтобы материал для конструирования был постоянно доступен детям. С этой целью необходимо отвести специальное место в группе, где можно разместить конструкторы, картинки, альбомы, инструменты, схемы, чертежи.
2. Практическая часть.

Задание 1 «Продолжи фразу»
— Конструирование – это…( игра со строительным материалом; занятие, на котором сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществление замыслов…это продуктивный вид деятельности…)
— Во второй младшей группе дети используют в своих постройках следующие детали …(кирпичик, кубик, пластина, призма)
— В средней группе в постройках появляется новая деталь… (цилиндр, брусок)
— Усложнения при знакомстве с пластиной в старшей группе…(различная конфигурация: круглая, овальная, треугольная, квадратная)
— В младшей группе условия задаем через (образец)., в старшей группе – через (усложнение заданий на преобразование образца по условиям, по теме, по замыслу).
— В качестве образца в конструировании в младшей группе выступает….(постройка воспитателя); в старшей группе – (чертеж, фото)

Задание 2«Счастливый билет»
* Назвать два типа конструирования:
• Техническое
• Художественное

*Перечислите, что относится к техническому конструированию:
• Конструирование из строительного материала
• Из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления
• Из крупногабаритных модульных блоков

*В техническом конструировании дети отображают:
• реально существующие предметы;
• свое эмоциональное отношение к создаваемым образам;
• игровые ситуации;
• отношения со сверстниками

*Вспомните этапы конструирования:
• Создание замысла
• Его исполнение

*Формы организации обучения дошкольников конструированию:
• Конструирование по образцу- мл. д/в
• Конструирование по модели- мл. д/в
• Конструирование по условиям- мл. д/в
• Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – ст. д/в
• Конструирование по замыслу– ст. д/в
• Конструирование по теме– ст. д/в
• Каркасное конструирование. – ст. д/в

* Способы конструирования:
• наложение;
• приложение;
• приставление;
• обстраивание.

* Назовите принципы конструирования:
• Перекрытия
• Пирамидки
• Большого пространства

*Назовите сенсорные эталоны:
• Формы – это геометрические фигуры
• Цвета – семь цветов спектра, а также белый и черный цвета
• Величины – параметры ширины, длины, высоты, глубины

*Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы (пластины, кирпичики, полукубы, призмы трехгранные, цилиндры, брусочки, арки).

Задание 3
*Структура НОД по конструированию:
• Создание игровой мотивации
• Постановка игровой и учебной задачи
• Ход НОД с показом и объяснением педагога
• Руководство работой детей и ее оценка персонажем
• Последующая игра с персонажем и постройкой.

*Схема обследования образца
• Охватываем взором объект в целом (что это)
• Выделяем основные части постройки (снизу)
• Устанавливаем пространственное расположение этих частей, начиная снизу
• Выделяем детали в каждой части постройки и устанавливаем их пространственное расположение относительно друг друга
• Возвращаемся к целостности объекта.

Задание 5
Назовите авторов методических пособий по конструированию
(З. В. Лиштван, Л. В. Куцакова, Л. А. Парамонова, Л. А. Венгер.Л. В. Куцакова)

«Методы и приемы руководства»
• Наблюдение натурального объекта
• Обследование
• Показ и анализ образца
• Сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов и последовательности
• Совместная деятельность с педагогом
• Объяснение последовательности и способов выполнения работы
• Самостоятельная работа по образцу воспитателя; по чертежу; по фото; по замыслу
• Анализ, оценка работы

Методы и приемы перечень
Наглядные
Рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, игрушек
Показ образца
Показ способов действия
Конструирование взрослого при детях
Наблюдение за конструированием старших детей
словесные
Беседа о конструируемом объекте
Пояснение, совет, подсказка
Поддержка замысла ребенка
Показ способов анализа объекта
Коллективное обсуждение совместной деятельности
Совместное со взрослым планирование своей деятельности
Коллективное планирование деятельности
Совместный анализ результатов конструирования
Самоанализ, сопоставление полученного результата с заданием
практические
Сотворчество детей и взрослого
Органическое включение конструирования в другие виды деятельности Объединение поделок одним сюжетом
Расширение содержания детской деятельности
Конструирование «по условиям»
Предоставление детям возможности самостоятельного выбора способов конструирования, экспериментирования с различными материалами
Конструирование «по замыслу»
Игровая мотивация деятельности

3. Рефлексия.
«Метод пяти пальцев»
Педагоги стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?
Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?
С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог , чем порадовал (а) л?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять